Ну вот… Работали, работали звери, а оплаты так и не получили. Потому что устали и решили, что возьмут ее позже. А позже, как водится, только «спасибо» раздают, а никак не честно заработанное. Но сказка совершенно не об этом. Она о том, что чем меньше у тебя братьев, тем спокойнее тебе живется. А, главное, дольше. Потому что они в большинстве своем завистники, каких поискать. И если ты достигнешь успеха, то обязательно спихнут тебя в яму.
Семеро сыновей было у одной бедной вдовы, семеро сильных сыновей. И не было в том селении юноши, который хоть одного из них победил бы в стрельбе из лука, в рубке мечом и в любой работе дома, в поле или в лесу. Умные были братья да скромные, и держать себя умели. И старому и не старому, и мужчине и женщине почет умели оказывать.
И хоть бедный был их хадзар, но они работали не покладая рук, и скоро в нем появилось все, что в богатом хадзаре бывает: и хлеб, и скот, и серебро, и золото. Не было счета их овцам и козам, волам и коровам, мулам и лошадям.
Когда, бывало, появятся насильники — весь народ как один поднимется на врага, а семеро братьев впереди.
Видят братья, что они самые богатые, самые сильные в своем селении, и говорят:
— Нет человека сильнее нас. И храбрее нас не найдется никого. Давайте-ка померяемся силой с уаигом* Заречья.
___________________
*Уаиг — великан со множеством голов, чаще всего 7 или 100.
С насильником-уаигом решили помериться силой семеро братьев.
Услыхала об этом и мать-вдова, забеспокоилась и стала упрашивать сыновей:
— Не ходите к уаигу Заречья, не оставляйте меня! Еще ни один человек не осилил его. Сладка ваша жизнь, не губите ее.
Не послушались братья. В один день собрались они и отправились в дорогу. Доехали до равнины. Пастухи пасут несчетные стада овец и коз.
— Да умножатся ваши стада, добрые пастухи! — пожелали им братья.
— Со счастливым прибытием, дорогие гости! Не обессудьте за вопрос: куда путь держите?
— В Заречье, к уаигу держим путь, силою помериться, — отвечают семеро братьев.
— Не помышляйте об этом, — остерегают пастухи. — Много народу прошло к уаигу, а назад никто не возвращался.
— Не пойдем на попятную, — ответили братья.
— Счастливого пути! — пожелали пастухи. — Подкрепитесь молоком из этого ковша.
И подали большой-пребольшой ковш молока, а сами тихо говорят друг другу: «Если выпьют этот ковш, значит, осилят уаига Заречья, а не выпьют — не миновать, им беды».
Пока пастухи обходили свои стада, братья пили, пили молоко из ковша, но даже половины не выпили.
— Живите богато, — попрощались братья и отправились дальше.
Едут братья в Заречье. Кто знает, сколько ехали, — достигли равнины. На равнине пастухи пасут стадо быков.
— Да умножатся ваши стада, добрые пастухи! — приветствовали их братья.
— Живите долго, дорогие гости! Сойдите с коней и отдохните у нас.
— Спасибо на добром слове, но отдыхать нам некогда.
— Почему так спешите и куда держите путь свой? — спрашивают пастухи. — Не по тревоге ли?
— Нет, не по тревоге, — отвечают братья. — Едем в Заречье, помериться силой с уаигом.
— Лучше бы сидеть вам в своем хадзаре, чем ехать к уаигу в Заречье! — советуют им пастухи. Сколько людей ни ехало по этой дороге, не помним мы, чтобы кто-нибудь вернулся. Не миновать оставаться вам в Заречье.
— Не ваша это забота, пасите-ка лучше своих быков! — рассердились братья.
— Хорошо, — отвечают братьям пастухи. — Вон сцепились два быка: черный и желтый. Не сладим мы, пособите разнять их — скажем вам спасибо!
Семеро братьев, как ни старались, не смогли разнять дерущихся быков.
Пастухи покачали головой и подумали: «Раз быков не осилили, уаига им и вовсе не осилить, ой, не осилить!».
А братья пустились дальше. Сколько ехали они, кто знает, но выехали на третью равнину. Там паслись табуны коней, и табунщики охраняли их.
Поздоровались братья с табунщиками, пожелали им радости.
— Радуйтесь и вы, дорогие гости, — отвечают им табунщики. — Куда едете, откуда?
— Едем мы в Заречье, силой помериться с уаигом.
— Дорогие гости, неладное вы задумали. Многие побывали в Заречье, но никто не вернулся. Как бы и вас не постигла такая же доля!
— Чем учить нас уму-разуму, смотрели бы вы лучше за своими конями! — рассердились и на них братья.
— Будь по-вашему, смелые гости. Видим, вы издалека, а ехать вам еще дальше. Боимся, устанут ваши кони. Поймайте себе коней из нашего табуна, оседлайте их и поезжайте своей дорогой, а своих коней оставьте у нас. Вернетесь из Заречья — отдадите наших, а своих заберете. Не бойтесь за них.
Посмотрели братья друг на друга и согласились:
— Будь по-вашему.
Подъехали они к табуну, но как ни старались, так и не поймали ни одного коня. Тогда табунщики сами поймали для них семь коней, оседлали их, а усталых коней пустили пастись на шелковую траву.
Когда братья отъехали, табунщики посмотрели им вслед и подумали: «Даже коней себе не поймали! Не осилить им уаига из Заречья».
Выехали братья на берег реки, а в это время с высокой башни уаига из Заречья смотрела его дочь. Увидела она братьев и побежала к матери:
— Нана!* О, нана! Смотри, на том берегу семеро всадников.
— Радость моя, беги скорей обратно и смотри: если будут искать брода — значит, легкая пожива. Если же пустятся напрямик — недобрый знак.
____________________
*Нана — мама.
Уаигова дочь опять прибежала:
— Мечутся по берегу, мелкого брода ищут!
— На завтрак отцу пригодятся.
Семеро сыновей вдовы с трудом переправились через большую реку, остановились у замка уаига и спешились.
— Гости дорогие, милости просим! — встречает их жена уаига.
— Спасибо, — отвечают братья. — Как бы нам уаига повидать?
— Уаиг на охоте, но дом его здесь. К вечеру и он вернется. Заходите к нам, отдохните.
Братья вошли в замок. Жена уаига повела их в сад, усадила на скамью и говорит:
— Сбейте себе стрелами яблок и груш, отведайте. Тем временем и хозяин вернется.
И оставила их.
Усталые братья стрелами стали сбивать яблоки и груши. Пустит кто-нибудь стрелу, а стрела так и застрянет в ветках. Ни одного яблока, ни одной груши с дерева не упало.
Золотое солнце ушло с неба, и наступил вечер. Возвращается уаиг с охоты, тащит оленей и косуль, да целые деревья с ветвями и корнями. А топот уаига грому небесному подобен.
— Будьте невредимы, дорогие гости! Ваше появление — как солнца восход, — говорит уаиг, сбрасывая туши и деревья.
При виде уаига не по себе стало братьям.
Жена уаига приготовила мужу ужин из дичины. Ест уаиг мясо, а кости братьям подкладывает. Так он съел все мясо, выхлебал всю похлебку, лег спать и вскоре захрапел, а семеро братьев остались голодными.
Рано утром уаиг встал с постели, схватил братьев, сунул кого в шапку, кого за пазуху, а кого в рот, под язык, и пошел на охоту.
Много времени прошло с тех пор, как братья отправились в Заречье к уаигу помериться с ним силой. Ждет бедная мать, ждут все жители селения, а их все нет и нет. Послали нескольких юношей искать их по равнинам и по горам, но так и не нашли они братьев, сыновей бедной вдовы.
Шли дни за днями, месяцы за месяцами, годы за годами. Бедная мать все плачет и плачет по своим сыновьям. Так горько она плакала, что от горя материнского трескалась земля, лопались камни и небо темнело:
— Пропали мои семеро сыновей, прекрасные, как небесное светило! Даже небо не смело греметь при них. Все матери завидовали мне. Осталась я здесь одна-одинешенька и от горя превратилась в очажный пепел.
Ласточка услышала вдову, поняла ее горе. Печально защебетала она, расправила узкие крылья, очутилась в небе и все рассказала доброму духу гор. И решил добрый дух гор помочь вдове.
— Лети, — говорит он ласточке, — на землю, спроси вдову: хочет она, чтобы я дал ей семерых таких хвастливых сыновей, какие были, или же одного — отважного, сильного, храброго, как все семеро вместе взятые?
Ласточка спустилась на землю и передала вдове все, что говорил добрый дух гор.
— Дай мне хоть одного сына, — отвечала вдова ласточке — лишь бы не погас огонь моего очага, сохранился бы наш род.
Прошел год, и у порога вдовы появился маленький мальчик. Не думала бедная вдова, что у нее еще будет сын, и никто из жителей большого селения не думал. Поэтому мальчика назвали Запоздалый.
Всю жизнь, всю любовь вдова отдавала Запоздалому. «Сыну бы лучшую пищу, сыну бы лучшую одежду, — все время думала мать. — Телок бедняка скоро становится быком». По этой поговорке старалась мать вырастить сына, чтобы он скорей окреп, возмужал.
Кто знает, сколько времени прошло с тех пор, как появился Запоздалый. По телку видно, хороший ли выйдет бык из него. Так и с Запоздалым: сразу все увидели, что будет он отважным. Никогда ни один из его ровесников не опередил его в беге, никогда не поборол в борьбе, никогда не закинул камень дальше, чем Запоздалый. И ни один из ровесников не смог с ним состязаться в меткой стрельбе из лука.
«Вот это будет настоящий мужчина», — говорили жители селения. Вдова, глядя на сына, молодела с каждым днем.
Однажды дочь старухи ведуньи шла с красивым кувшином по воду к роднику. Запоздалый, завидев девушку, недолго думая пустил стрелу и вдребезги разбил ее кувшин. Заплакала от обиды дочь ведуньи и ни с чем пошла домой, а Запоздалый и другие мальчики рассыпались во все стороны, как воробьи от коршуна.
На другой день дочь ведуньи опять пошла по воду с большим, красивым кувшином. Запоздалый опять пустил меткую стрелу, и кувшин разлетелся на тысячи черепков. И на этот раз ничего не сказала дочь ведуньи, заплакала и вернулась обратно.
На третий день дочь ведуньи опять пошла по воду. Идет она с кувшином на плече. Кувшин расписной. Идет девушка, а стан ее колышется, как тростник.
Тут Запоздалый говорит товарищам:
— Смотрите на дочь ведуньи — я опять разобью ее красивый кувшин. — И пустил меткую стрелу.
Не заплакала больше дочь ведуньи, повернулась к Запоздалому и говорит:
— Да потухнет огонь твой и постигнет тебя судьба твоих семерых братьев! Почему не оставишь меня в покое? Меня любой человек, любая тварь обидеть может. Коли ты такой смелый и отважный, не кувшины тебе бить — найди-ка убийц своих семерых братьев и отомсти за них!
Точно вкопанный остановился Запоздалый, услыхав эти слова. Товарищи не сказали ему ни слова и молча разошлись по своим хадзарам.
Кто знает, сколько так стоял Запоздалый, но когда увидал, что нет больше поблизости ни дочери ведуньи, ни товарищей, большими шагами пошел в свой хадзар.
— Где мои семеро братьев? Кто их убил? — спросил он мать.
— Пусть горе постигнет того, кто сказал тебе об этом! — заплакала вдова.
Да делать нечего, рассказала она сыну про то, как братья отправились к уаигу в Заречье.
— А не осталось ли у нас в хадзаре доспехов отца или, может быть, цел конь отцовский?
— Остались, — отвечала мать. — В чулане на стене лук и стрелы, колчан и меч, седло и уздечка, а в конюшне по уши увяз в грязи его старый конь. Да, боюсь, не поднять тебе доспехов отца, не оседлать тебе его старого коня.
Побежал Запоздалый в чулан — и правда, на стене висят доспехи. Нацепил он отцовское оружие, схватил уздечку и седло и побежал в конюшню. Стоит конь по уши в грязи. Увидел Запоздалого, поднял уши и громко зафыркал. Запоздалый схватил его за уши и вытащил из грязи, отмыл его мылом и водою, и заблестела на солнце каждая волосинка на коне — так заблестела, что трудно смотреть.
Оседлал юноша коня и вскочил на него, а конь начал плясать под ним. Запоздалый направил его к колючей ограде хадзара. Будто не конь перескочил, а птица перелетела через ограду и потом обратно.
Когда поняли друг друга конь и всадник, Запоздалый приторочил к седлу еду, по весу легкую и сытную, вскочил на коня, пожелал здоровья старой матери и так ударил плетью коня, что эхо пошло по равнине, с крупа коня кусок кожи отскочил, с ладони же юноши — мяса кусок. И помчался Запоздалый со двора в бескрайнюю равнину. А мать провожала его ласковыми словами и слезами горючими обливалась.
Едет Запоздалый, едет по степи на своем резвом коне. Не шевельнется он в седле, будто не сидит в нем, а пришит к нему. Едет, едет — и вот доехал до несчетных стад овец и коз. Подъехал Запоздалый к пастухам, поздоровался:
— Пусть умножатся ваши стада, добрые пастухи!
— Скачи благополучно, добрый юноша. Неспроста, видать, покинул ты свой хадзар?
— Еду я к насильнику-уаигу в Заречье, — отвечал Запоздалый.
Пастухи ему говорят:
— Таких сопляков, как ты, немало поехало к уаигу, но даже костей от них не осталось. Лучше сиди у материнской юбки, не по тебе дело в Заречье.
— Спасибо, что не жалеете советов для такого бедного юноши, как я. Но там, где погибло так много, что значит моя гибель?
«Ого! — подумали пастухи. — Этот юноша не как другие. Посмотрим, осушит ли он наш ковш с молоком». И предлагают ему:
— Видно, проголодался ты с дороги и устал. Бери вот ковш с молоком, если удержишь его своими ручонками.
Запоздалый взял ковш и, пока пастухи обходили стада, поглядывая на гостя, пьет ли он, осушил его и кричит:
— Будьте богаты! Берите свой ковш, я напился. Да будут благополучными дни ваши!
— Счастливого пути, — отвечают ему пастухи, а сами думают: «Никто не осушал до сих пор этого ковша. Видно, осилит этот юноша злого насильника-уаига из Заречья».
Отправился Запоздалый дальше. Немного времени прошло, доехал он до другой равнины. На той равнине паслось стадо быков, и пастухи охраняли его.
— Да умножится ваше стадо! — пожелал Запоздалый.
— Со счастливым прибытием, юный всадник! Скажи, куда держишь путь и почему родители выпустили из хадзара ребенка, который не умеет еще носа утереть?
— Еду я в Заречье, к уаигу-насильнику, — отвечает Запоздалый. — А что будет, то увидим.
— Эй, щенок, куда таким, как ты, в Заречье! Видать, не отстегали тебя хворостиной, а то не отважился бы ехать к уаигу.
— Правда ваша, добрые люди, но нельзя мне не ехать. А если погибну, разве таких, как я, мало отправилось в страну Барастыра*? Говорят, там еще много места для людей.
_________________________
*Барастыр — в осетинской мифологии владыка загробного мира. Именно он решает, отправить ли умершего в Дзанат (рай) или в Зындон (ад).
— Разними-ка дерущихся быков, — предлагают пастухи, а сами думают: «Разнимет он быков — значит, осилит уаига, не разнимет — погибать ему так же, как и другим».
Запоздалый повернул коня к быкам. Не слезая с коня, схватил желтого быка за хвост и кинул его через семь хребтов. Схватил черного и кинул его за семь морей. Попрощался с пастухами и помчался по дороге в Заречье.
Едет, едет Запоздалый по дороге, конь пляшет под ним и мчит его вперед. Пасутся несчетные табуны в шелковой траве, в вике.
— Будьте счастливы, пасите благополучно! — приветствовал он табунщиков.
— Здравствуй, молокосос! Куда едешь? Скажи правду, — спрашивают они.
— Скрывать нечего, — отвечает Запоздалый. — Еду к насильнику-уаигу в Заречье.
— Где тебе, такому молокососу, идти против уаига Заречья! Видно, мать тебя избаловала, иначе пожалел бы своего коня. Бедный конь! Что тебе вдруг жить надоело? Как могли отец и мать пустить тебя в такую даль?
— Нана, правда, не пускала, да я не послушался. Нельзя не ехать, нельзя! Хоть и не вернусь обратно, а все-таки поеду.
— Путь к гибели медом полит, — говорят табунщики. — Хорошей дороги! Ты хоть коня замени — оседлай любого из наших, а своего оставь. Уж очень плохой он у тебя, устанет.
— Спасибо за совет, — поблагодарил Запоздалый, — конь не устал и, думаю, не устанет. Счастливо оставаться!
И он двинулся в путь. Едет Запоздалый. Конь его рвется вперед, играет под седлом. Юноша натягивает узду:
— К чему спешить? Успеем!
Вот выехали к большой реке, а с башни замка смотрит дочь уаига. Увидела, как Запоздалый подъехал, побежала к матери:
— Нана, один молокосос верховой выехал к реке!
— Счастье мое, следи за ним: коли будет искать брода — значит, пригодится отцу на ужин. Если же напрямик пересечет, то ожидать нам несчастья.
Дочь уаига опять побежала на башню, посмотрела и видит: отважный всадник напрямик переплыл реку. Конь его плыл по большой реке, будто рыба.
Юноша подъехал к замку уаига и соскочил с коня.
— С благополучным прибытием! — встречают его жена и дочь уаига.
— Живите весело, — отвечает им Запоздалый.
— Заходи в дом, дай отдых усталому телу. Посиди под деревьями в саду, нарви себе яблок и груш. А тут и уаиг вернется с охоты.
Приятно было посидеть отважному юноше в саду под увесистыми деревьями. Огляделся он, посмотрел на деревья. На ветках, на яблонях и грушах множество стрел, мечей, луков.
Подошел Запоздалый к яблоне, потряс ее, и не яблоки упали с яблони, а стрелы, луки и мечи. Подошел Запоздалый к другому дереву, к груше; потряс ее, и вместо груш на землю тоже посыпалось оружие.
Видят это жена и дочь уаига и говорят:
— Не простой это гость — беду принес он в наш хадзар! Сколько молодцов приезжало к нам — ни одного такого не было. А с виду — совсем еще дитя.
Солнце зашло за вершины гор. Вечерело. Вдруг все вокруг задрожало. То был не обвал мокрого снега весной, то был не поток после ливня в горах, который уносит с собой деревья и камни, — то уаиг идет с охоты, возвращается насильник домой. Оленей и косуль несет он, целые деревья с корнями и ветвями тащит на себе из дремучего леса.
— О, нана, то дада* возвращается с охоты с богатой добычей! — обрадовалась дочь уаига.
__________________
*Дада — отец.
Сбросил уаиг свою добычу посреди хадзара, приветствовал гостя. Потом уаиг, его жена и дочь развели костер из вековых деревьев, освежевали туши и повесили над очагом большой котел с мясом.
Когда ужин поспел, уаиг, его жена и дочь сели за фынг*.
___________________________
*Фынг — небольшой круглый трехногий резной столик.
Запоздалый взялся за нож и начал оделять мясом всех. Сам мясо ест, а уаигу обглоданные кости бросает. Потом все спать улеглись. Когда день отделился от ночи и растаяла тьма, Запоздалый проснулся. Он услышал, как уаиг торопливо собирается на охоту.
Запоздалый вскочил с постели, выбежал во двор и приказывает уаигу:
— Ты сегодня не пойдешь на охоту. Не затем я ехал сюда, чтобы ночевать в твоем замке. Скажи-ка скорей, где мои семеро братьев?
— Лучше придержи язык за зубами, — рассердился уаиг, — не то покажу тебе, как разговаривать со мной!
— Покажешь, не покажешь, а не уйти тебе, пока не дашь ответа! — закричал Запоздалый.
Тут уаиг совсем рассвирепел, кинулся на Запоздалого. И начали бороться насильник-уаиг и отважный юноша.
Уаиг схватил Запоздалого за пояс, поднял его и так сильно ударил оземь, что юноша по колено ушел в землю. Запоздалый вытащил ноги, схватил уаига, поднял его, ударил оземь, и уаиг по колено увяз. Уаиг ударил юношу, и тот по пояс ушел в землю. Высвободился юноша и опять бросился на уаига.
Так боролись уаиг-насильник и отважный юноша, долго боролись. Наконец уморился уаиг. Запоздалый схватил его, ударил оземь, и уаиг по плечи ушел в землю. Хоть и силился он вылезти, но так и не смог.
Выхватил юноша отцовский меч и отсек голову насильнику. Потом говорит жене уаига:
— Сейчас же приведи моих братьев, не то с тобой будет то же, что и с мужем.
— Не трогай меня, добрый юноша! Надрежь мизинец мужа — и увидишь братьев.
Запоздалый надрезал мизинец уаига, и оттуда высыпались его братья. Когда семеро братьев узнали, кто этот отважный юноша, то так обрадовались, что и рассказать трудно.
Недолго оставались братья в замке уаига. Собрали свои доспехи, сели на коней и вместе с младшим братом отправились обратно в отцовский хадзар.
Уже недалеко и до родного хадзара. Старшие семеро братьев задумались, а о чем — кто знает.
Семеро братьев в почете были в большом селении. Слава добрая о них шла повсюду. Теперь узнают все, что Запоздалый спас своих старших братьев. И все семеро братьев бесславно есть будут свой чурек, а слава о Запоздалом пронесется из конца в конец, только о нем и будут говорить.
Мрачными стали семеро братьев. Нахмурились их брови. Нет-нет, да отъедут от меньшего брата; отъедут они от отважного, и втихомолку затевают черное дело: убить Запоздалого.
Едут они, едут и доехали до черного леса. В самой середине, в черных берлогах и норах прячутся звери хищные, от солнца прячутся, чтобы ночью вылезть и в темноте наброситься на свои жертвы.
— Здесь остановимся, — говорит старший из семи братьев.
Расседлали они коней и говорят:
— Запоздалый, попаси-ка ты коней где-нибудь, а мы уснем немного.
— Хорошо, — согласился Запоздалый, и погнал коней чуть подальше от братьев, на лесную поляну, попасти усталых коней на шелковой траве.
Как только Запоздалый скрылся, семеро братьев стали судить-рядить, как его убить.
— Как быть? Не осилить нам его, надо хитростью брать.
— Да, да, скажи, как быть?
— А вот как: выкопаем глубокую яму, накроем ее буркой и, когда Запоздалый придет, скажем ему: «Ты устал, теперь твой черед отдохнуть: приляг на бурку». Упадет он в яму, а там видно будет.
Принялись они копать глубокую яму и скоро выкопали яму в рост семи человек. Яму покрыли черной буркой, а сами улеглись на бурках вокруг ямы.
Когда кони попаслись, Запоздалый погнал их обратно к тому месту, где остановились его братья.
— Ты ведь тоже устал, — говорят братья, — теперь твой черед отдыхать. Полежи на бурке.
Лег бедный юноша на бурку и провалился в яму глубиной в рост семи человек. Злые братья навалили на него камни, землей забросали — живым похоронили брата.
Сделав черное дело, семеро братьев вернулись в родное селение, в хадзар старухи матери. Увидев своих сыновей, старуха мать тут же забыла свое горе, даже не вспомнила о меньшом сыне. Помолодела вдова от радости, так и носится по своему хадзару. Все жители большого селения потянулись к хадзару вдовы и ее сыновей. Все большое селение радуется, звенит песней и смехом. Только и разговору, что о семи братьях.
И вот вдова и семеро братьев созвали всех жителей на пир.
А конь Запоздалого стоял у могилы своего седока, будто не живой, а из камня высеченный. И заржал он громко-громко. Ржанье коня разнеслось по всему необъятному темному лесу.
Услышала лиса, как ржет конь, побежала на ржанье.
— Добрая лиса, помоги мне! — говорит конь Запоздалого.
— А чем тебе может помочь лиса?
— Седок мой упал в яму, и засыпали его землей. Разрой немного землю, и я отплачу тебе.
— Чем же ты отплатишь? — спрашивает лиса.
— Я отдам тебе мою заднюю ногу.
— Услыхав это, лиса принялась разгребать землю, а когда устала, говорит коню:
— Устала я, плати.
— Хорошо, — отвечает конь, — ешь мою заднюю ногу.
Но не стала лиса трогать коня, легла возле ямы, чтобы
отдохнуть. Легла лиса и уснула крепким сном.
Показался из чащи леса злой волк, бежит к коню и губы облизывает.
— Добрый волк, раскопай землю в этой яме, век не забуду твое добро, — говорит ему конь.
— А что ты мне дашь за это? — спрашивает волк.
— Ты съешь мою заднюю ногу.
— Хорошо, — говорит волк и сразу же принялся разгребать землю.
Разгребал он, разгребал и так устал, что высунул язык, из ямы вылез и просит:
— Ну, теперь плати.
— Ешь мою ногу.
Не стал серый волк есть коня, повалился на траву и уснул крепким сном.
Показался из чащи леса медведь; сопит идет, и земля под ним дрожит.
— Добрый медведь, помоги откопать храбреца, моего седока, век не забуду.
— А что ты мне дашь за это? — спрашивает медведь.
— Съешь мою ногу.
— Хорошо, — согласился медведь и широкими лапами принялся разгребать землю, а большие камни из ямы выкидывать, будто это не камни, а лесные груши. Раскопал медведь яму — отважный Запоздалый вскочил на ноги, да где ему вылезть из ямы глубиной в рост семи человек! Медведь же вылез из ямы, высунул язык и облизывает лапы.
— Плати, — говорит он коню.
— Иди, съешь мою ногу, — отвечает конь.
Медведь не стал есть коня, отошел в сторону и камнем повалился на траву. Повалился на траву и заснул крепким сном.
Конь посмотрел в глубокую яму, от радости заржал и подумал: «Как же теперь мне вытащить храбреца из глубокой ямы?». Только подумал так, как высоко в небе показался горный орел.
— Могучий орел, помоги мне — вытащи моего седока, отважного Запоздалого.
— А что ты дашь мне за это? — спрашивает горный орел.
— Ты выклюешь мои глаза, — отвечает конь.
Прянул с неба горный орел, схватил острыми когтями
храбреца и поставил его рядом с конем. Говорит:
— Расплачивайся.
— Выклюй мои глаза.
Но не стал горный орел выклевывать глаз коня.
Много хороших слов сказал Запоздалый добрым зверям: лисе, волку и медведю, и еще горному орлу, сел на своего коня и поехал в родное селение. Едет Запоздалый и думает: «Где это видано, чтобы братья так поступили с братом? Какими же глазами посмотрят мои семь братьев на меня?».
Едет он, едет и доехал до родного хадзара. Остановил он коня и слез. Смотрит, а во дворе у них столько народу, что и сказать нельзя. Во дворе богатый пир. Молодежь — девушки и юноши — пляшет. Наконец его увидели и узнали.
Рассказал отважный юноша жителям селения все как было, а старшие братья смеются и кричат:
— Врет этот сопляк!
Тогда Запоздалый просит:
— Добрые люди, если я наврал, пусть эта стрела падет одной стрелой и пронзит мою голову. Если же все правда, пусть вверх пойдет одной стрелой, а вернется семью стрелами и пронзит тех, которые неправду говорят и делают черное дело.
Сказал он так и пустил острую стрелу вверх. Стрела вернулась семью стрелами и пронзила семерых братьев, у которых сердца были чернее черной ночи.
— Не было справедливее решения на земле, — сказали люди.
Никто не горевал о семи братьях, никто ни одной слезы не проронил из-за них. Даже мать их родная и та не стала убиваться по сыновьям. Привела она в хадзар красавицу невесту для самого младшего сына своего — для храбреца Запоздалого.
Долго жили мать-вдова и сын ее Запоздалый, и добрая молва прошла о них в народе. Много сыновей и дочерей родилось у Запоздалого и его красавицы жены. И жили они в счастье, довольстве и почете.