Чудесный пояс

image_pdfСохранитьimage_printПечать

Четыре истории в одной! А еще совет, который дал мудрец, действует не только в сказке. И сейчас многие блогеры, чтобы поднять популярность своей записи и заставить комментировать что-то, поступают так же. Допусти преднамеренно ошибку, желательно, вопиющую и очевидную глупость, и тебя все бросятся поправлять. А что еще надо? Вон, в древности так женились, а сейчас раскручивают свои странички в инстаграме и на дзен. Потому что народная мудрость никогда не устаревает.

Умирая, один бедный человек завещал своему сыну:

— Я не оставлю тебе ни дворцов, ни серебра, ни золо­та. Но если когда-нибудь будешь нуждаться, отправляйся к моему другу, мудрецу. Он не раз и не два выручал меня из беды и тебе не откажет в помощи.

Сын похоронил отца так, как полагается: ни богато, ни бедно, а сам стал жить в старой дедовской башне, что ни день — все беднее. Все, что было в доме, кончилось, и в кон­це концов юноша так ослабел, что не мог руки поднести ко рту. Тогда юноша отправился к другу своего отца, мудрецу.

Очень обрадовался старик.

— Не думал, что у моего друга остался такой сын, та­кой молодец, — говорит мудрец. — Весь год я не отпущу тебя из моей башни. Твоей башне не грозит никакая опас­ность: туда никто, кроме зверей, не заглянет.

Год прошел быстро. Мудрец привел коня, дал юноше в дорогу круг ячменного чурека и круг козьего сыра. Потом дал ему еще пояс из кожи барса и сказал:

— Пока ты жил в моей башне, вокруг выросли такие дремучие леса, что и не проберешься — дороги не найдешь. Вот тебе пояс. Подпояшься — и откроется дорога в черном лесу. Когда выедешь из леса на равнину, увидишь медную башню и рядом с ней железную гостевую комнату. Остановишься в гостевой. Выйдет к тебе хозяйка башни, красави­ца девушка. Множество юношей приезжали к ней, свата­лись, но ни один не вернулся обратно. Когда она выходит к гостю, то не разговаривает с ним. Но если гость заста­вит ее три раза заговорить, если у него найдется столько ума, она выйдет за него замуж, и ему достанутся все ее сокровища и башня. Когда она выйдет, ты положи пояс на фынг* и скажи: «Видно, хозяйка моя немая, не о чем говорить с ней. Расскажи ты, мой барсовый пояс, что делается на свете». Пояс расскажет три были, и каждый раз будет задавать тебе вопросы, а ты давай нарочно неверные ответы. Если девушка заговорит с тобой — твое счастье; не то велит отрубить тебе голову и насадить ее на ограду башни.

Юноша натянул пояс, поблагодарил мудреца, сел на ко­ня и уехал.

______________________________________

*Фынг — круглый трехногий столик.

Много он ехал или мало, не знаю, но выбрался на рав­нину. Показалась медная башня, а рядом железная гостевая.

Юноша спешился, коня привязал к кольцу в стене баш­ни, сам вошел в гостевую, сел и ждет.

Вечером в гостевую комнату явилась прекрасная девуш­ка. Красоты она была такой, что и глаз не оторвать.

Юноша приветствовал ее, но девушка ни слова не отве­тила. Тогда юноша положил пояс на фынг и говорит:

Рекомендуем к прочтению:  Общее счастье

— Видно, хозяйка моя немая, не о чем говорить с ней. Расскажи ты, что делается на свете.

Пояс человечьим голосом ответил:

— Что я могу рассказать! Днем я бываю на тебе, а ночью — под твоим изголовьем.

— Ничего, расскажи нам что-нибудь.

Девушка подняла брови и приготовилась слушать.

Пояс начал:

— У трех братьев был один бык, больше ничего не было в их бедном хадзаре. Очень берегли они этого быка. Один брат охранял быка и сидел у хвоста его, другой — у брю­ха, а третий — у головы. Брат, сидевший у хвоста, видит: три дня и три ночи около быка совсем нет навоза. Испу­гался он, не заболел ли бык, и побежал сказать об этом другому брату, что у брюха.

С утра до позднего вечера бежал он и, добежав, говорит: «Бык наш три дня и три ночи совсем не дает навоза, не заболел ли он?».

Второй брат сказал: «Вот уже три дня и три ночи около него сухо, совсем сухо. Пойдем к брату, посоветуемся».

Два брата на другой день побежали к третьему и вече­ром, когда солнце спускалось за горы, добежали до него.

«Бык наш три дня и три ночи не дает навоза, не мочит землю. Не заболел бы он у нас!».

«А ведь он и есть перестал, — сказал третий брат. — На­верно, ему хочется пить. Пойдем, напоим его».

Три брата повели своего быка к большой реке. Бык од­ним глотком осушил ее, и все жители реки остались на дне.

Со дна выскочила рыба и сразу проглотила быка. Вдруг с гор слетел коршун, впился в рыбу когтями и поднял ее в небо. Коршун отнес рыбу на гору, и гора рассыпалась пеплом. Тогда коршун положил ее на вековой дуб, но дуб сломался, как былинка. А коршун не выпускает рыбу из когтей. Летает с ней, смотрит во все стороны.

На берегу около пастуха лежал козел, рога его были переплетены. Коршун опустился на его рога и съел рыбу. Когда коршун добрался до быка и стал его есть, лопатка быка отскочила и попала в глаз пастуху.

Вечером пастух пригнал стадо в селение, вошел в дом и говорит своим трем сестрам:

«Сегодня что-то попало мне в глаз. Идите-ка сюда, по­ищите».

Одна из сестер засучила рукав и сунула руку по самый локоть в глаз брата. Искала, искала, но ничего не нашла. Вторая сестра влезла в глаз брата, но тоже ничего не на­шла и ни с чем вылезла обратно. Третья сестра залезла в глаз брата, поплавала туда-сюда и вынесла лопатку. Кость выбросили в мусор, а с мусором вывезли за селение. Долго лежала эта кость и заросла дерном.

Однажды возчики с обозом в двенадцать подвод распо­ложились на заросшей кости на ночлег. В полночь лиса подкралась к селению в надежде на добычу. Учуяла она кусочек мяса, оставшийся на кости, схватила его и стала крутить кость вместе с обозом. Среди возчиков оказался хороший охотник. Он взял да и убил лису. Двенадцать чело­век стали снимать с нее шкуру. Ободрали половину, ста­ли переворачивать лису на другой бок, но сил не хватило. Оставили они напрасную работу, отрезали половину шкуры и той половиной все двенадцать оделись с головы до ног.

Рекомендуем к прочтению:  Дедова дочка и бабина дочка в хатке на куриной ножке

Наутро девушка вышла к реке по воду, споткнулась и говорит: «Это что такое?».

Увидела, что это убитая лиса, нагнулась и ободрала оставшуюся половину шкуры. Принесла шкуру домой и ста­ла кроить шапку для своего годовалого брата, но на шапку не хватило…

Вот тебе мой рассказ, — сказал чудесный пояс. — Теперь ответь: кто был больше всех?

— Коршун, кто же другой! — сказал юноша.

Улыбнулась тогда девушка и говорит:

— С виду ты будто умный человек, но отвечаешь неправильно. Самое удивительное в рассказе — годовалый ре­бенок, у которого такая большая голова.

Так девушка заговорила в первый раз.

Девушка ушла, а сын бедняка улегся спать.

На другой день вечером девушка опять спустилась в гостевую комнату, села в кресло и ни слова не говорит. Юноша снова снял пояс, положил на фынг и говорит:

— Видно, хозяйка моя немая, не о чем с ней говорить. Расскажи ты, что делается на свете.

— Что я могу рассказать! Днем я бываю на тебе, а ночью — под твоим изголовьем, — ответил пояс.

— Позабавь нас немного, скоротаем время, — просит юноша.

И пояс стал рассказывать:

— У трех братьев было стадо овец и коз. Братья охра­няли свое стадо по очереди. Однажды старший брат, посвистывая, погнал стадо к опушке черного леса и там стал пасти скот в высокой траве; сам стоит под большим дере­вом, а овцы и козы пасутся вокруг. Чтобы скоротать время, стал пастух вырезать на стволе девушку. Весь день вырезал и кончил работу только вечером.

На другое утро средний брат погнал стадо на то же место. Средний брат увидел девушку, вырезанную его стар­шим братом, и говорит: «Нет на свете девушки красивее. Надо бы украсить ее». И начал украшать девушку. Он собрал для нее самые красивые, самые благоухающие цветы.

Когда наступил вечер, он пригнал стадо домой.

На третий день со стадом отправился младший брат. И он погнал свое стадо на то же место, к опушке дрему­чего леса. Увидел младший брат изображение девушки и остановился как вкопанный.

Младший брат подумал: «Вот та, о которой я мечтал всю жизнь». Он бросился к дереву, но это оказалась не девушка, а лишь ее изображение.

Тогда взмолился юноша: «О, бог богов, оживи ее!».

Только сказал, как изображение превратилось в живую девушку. Младший брат привел красавицу девушку в дом, и тут братья стали спорить о том, за кого должна выйти она замуж…

— За кого должна она выйти замуж? — спросил чудес­ный пояс.

— За старшего брата, конечно, отвечает юноша. — Если бы не он, девушки не было бы вовсе.

— Неправда, — сказала хозяйка башни. — Девушке выходить только за младшего брата, который ее оживил. Ни­чего нет лучше жизни на земле.

Так девушка заговорила во второй раз.

На третий день девушка опять пришла в железную гостевую. Молча села она в кресло недалеко от гостя. Юноша опять снял с себя пояс, положил его на фынг и сказал:

Рекомендуем к прочтению:  Юноша Цард

— Расскажи нам еще одну быль, чтобы время скоро­тать. — Видно, хозяйка наша немая — ни слова не говорит.

— Что я могу рассказать! Днем я на тебе, а ночью — под твоим изголовьем. Но если уж хозяйка немая, я рас­скажу, только слушай хорошенько!

— Буду слушать, ни слова не пропущу, — отвечает юноша.

— У одного алдара, владетеля одной страны, была та­кая красивая дочь, что месяц и звезды видели в ней себя, как в зеркале. Алдар и его жена ни на шаг не отпускали от себя дочь: они жили, пили и ели только для нее.

И вот семь уаигов, семь братьев-насильников унесли люби­мую дочь алдара и его жены. Твоему бы недругу так горевать, как горевали отец с матерью!

В селении алдара жила ведунья. Было у нее три сына. То, что они умели делать, никто другой на свете не сде­лал бы. Алдар и его жена изнемогали от горя и послали своих слуг к сыновьям ведуньи — к трем братьям, и велели им сказать: «Хоть вы и неровня, все же мы выдадим свою дочь за­муж за одного из вас, если вы освободите ее от насильников-уаигов».

«Хорошо, мы освободим твою дочь», — согласились братья и отправились к уаигам.

Братья отъехали от селения, посмотрели друг на друга и говорят: «Мы алдару слово дали, что освободим дочь. А что будет делать каждый?».

«Я вынесу дочь алдара от уаигов так, что они даже и не узнают об этом», — сказал старший брат.

Средний сказал: «Если дочь алдара попадет в мои руки, то не только уаиги, даже ветер и тот не догонит меня».

«Когда уаиги бросятся в погоню, я истреблю их всех», — сказал младший.

Братья поехали дальше. Когда приблизились к дому уаигов, старший брат отправился к уаигам, а средний и младший стали ждать его.

Старший незаметно вынес дочь алдара из дома уаигов. Средний взял ее и, подобно буре, помчался в замок алдара.

Третий брат остановился, ожидая погони, и уничтожил уаигов — ни один из них не вернулся больше домой.

Когда три сына ведуньи, три брата вернулись домой, стали они спорить, за кого алдар должен выдать дочь.

— За кого? Скажи сам, — спрашивает чудесный пояс юношу.

— За кого? А за того, кто вынес ее из дома уаигов, — ответил тот.

Хозяйка засмеялась:

— Юноша, верно, не так хорош твой ум, как твоя наружность. Алдар должен выдать дочь за младшего. Не велик подвиг — унести ее из дома уаигов: они сумели бы унести ее и второй раз. Но если похитители погибнут, девушке не грозит беда. Алдар должен выдать дочь за млад­шего сына ведуньи.

Так заговорила она в третий раз.

— Победил ты меня, добрый юноша! Теперь я твоя.

В медной башне юноша и красавица устроили богатый пир, а после счастливо и долго жили.

 

image_pdfСохранитьimage_printПечать
Оцените статью
Сказки от народов всего мира
Добавить комментарий