Как старуха Кытна вернула домой свою дочь

image_pdfСохранитьimage_printПечать

Жила в Кичиге старуха Кытна. Был у неё старик. Была у них дочь Ралинавут. Взрослая была дочь. А недалеко от Кичиги, от их селения, жила волчья стая — двадцать восемь волков.
Вот пошла однажды Ралинавут гулять и пропала. Не пришла домой. Везде её искали, во всех окрестных посёлках, но никто её не видел. Тогда решили: заблудилась, наверное, умерла, занесло её снегом. А не подумали люди о том, что волчья стая из тех мест ушла, когда пропала Ралинавут. Не догадались люди, что волчья стая её к себе приняла, что волки её увели.
Но мать не верила, что дочка умерла. Все ждала: вот вернётся. Три года прошло. Не вернулась Ралинавут. Тогда Кытна пошла к шаману . Шаман пошаманил и говорит:
— Твоя дочь жива. Она живёт в волчьей стае далеко на севере. То место называется Талкап. Три года назад жила в наших местах стая волков. Двадцать восемь волков. Они-то и увели твою дочь.
Кытна вернулась домой и говорит мужу:
— Наша дочь Ралинавут жива. Шаман сказал, что она живёт в волчьей стае на севере, в Тал- капе.
Старик говорит:
— О, это очень далеко. Ты туда не дойдёшь. Сама в тундре заблудишься.
Кытна говорит:
— Не боюсь, не заблужусь. Я знаю, как надо туда идти.
— Тогда готовь дорожные припасы, — сказал старик.
Они приготовили дорожные припасы, и наутро, чуть свет, Кытна отправилась в путь. Пешком по снегу пошла. А как сто саженей прошла-волчицей обернулась. Волки быстро по снегу бегают. И Кытна побежала быстро, как волк. Скоро стойбище оленеводов показалось.
Кытна вид человека приняла, к стойбищу подошла. Оленевод говорит:
— Здравствуй, старушка, куда идёшь? Почему пешком?
— Иду на север, иду в Талкап,-отвечает Кытна.
— Зачем?
— Там моя дочь живёт у волков. Её волки увели, — отвечает Кытна.
— Далеко тебе идти, — говорит оленевод. — Пешком очень далеко. Очень трудно. Дам тебе оленей. Хорошие олени.
Кытна говорит:
— На оленях боюсь, могу их потерять. Пешком спокойнее. Пойду пешком.
Оленевод говорит:
— Как знаешь. Олени у нас есть. Хорошие олени.
Наутро, чуть свет, Кытна пошла. Как сто саженей прошла — волчицей обернулась. Рысью побежала волчица. Оленевод говорит:
— Вот почему она от оленей отказалась!
По дороге Кытна встретила волка. Начала его расспрашивать:
— Скажи, брат: не встречал ли ты в северных краях в какой-нибудь стае необычного волка? Такого волка, что вроде это волк, а вроде человек.
Волк стал рассказывать:
— Далеко на севере, за Талкапом, живёт сейчас большая стая. В ней двадцать девять волков.
Я к ним в гости ходил. Заметил, что есть среди них необычный волк. По-моему, это не настоящий волк. Похоже, что это волк-человек.
Кытна говорит:
— Наверное, это и есть моя дочь Ралинавут.
Волк говорит:
— Ее зовут Ралинавут? Это имя я слышал. Есть в той стае волчица, которую так зовут.
Кытна побежала на север. Добежала до большого стойбища чукчей-оленеводов. Чукчи рады гостье. Хозяин угощает мясом, жиром, потом спрашивает:
— Откуда и куда ты идёшь, пешая старушка?
— Я издалека, я с юга, из Кичиги, — отвечает
Кытна.
Чукча говорит:
— О, это очень далёкие места. Я был в твоём селе. Зачем же ты пешком в такой дальний путь пошла?
Кытна говорит:
— Скажи мне: не живёт ли тут поблизости большая стая волков? Не нападают ли они на ваши стада?
Чукча говорит:
— О, тут живёт большая стая — двадцать девять волков! Ох и надоели они мне! Нападают, нападают на наши стада.
Кытна говорит:
— Эти волки увели мою дочь. Теперь она живёт в стае. Три года прошло. Не знаю, смогу ли её домой забрать.
Хозяин говорит:
— Пора спать.
Кытна говорит:
— Встать надо до света.
Встали до света. Поели, чаю попили. Только когда чуть забрезжило, Кытна пошла. Она туда пошла, где волки ели оленей, которых зарезали ночью. Кытна увидела стаю, обернулась волчицей, пошла вокруг и запела, протяжно запела: Лишь волки в этих местах живут С ними, наверное, Ралинавут.
Волчица-Ралинавут вздрогнула, перестала есть мясо. Подумала: «Кто это в тундре меня ищет?»
А старуха Кытна подошла ближе, ещё один круг делает и поёт:
Волки разбойниками слывут.
И с ними дочка Ралинавут.
Волчица-Ралинавут думает: «Мать меня ищет. Кто же ещё, конечно мать”. Она тихонько пошла на голос и запела:
Мама, как ты меня нашла?
Мама, зря ты за мной пришла.
Я давно волчицею стала,
Приняла меня волчья стая.
А Кытна делает третий круг и поёт в ответ;
Ты -человек, и тебя зовут Как человека — Ралинавут.
Не выдержала Ралинавут, подбежала к матери:
— Мама, зачем ты здесь?
— Сердце моё замёрзло, — отвечает Кытна. -Я за тобой пришла. Без тебя не уйду. Я ведь мать. Давай убежим, пока волки не заметили. Тут недалеко стойбище оленеводов. Там отдохнём. Я очень устала. Я ведь пешком сюда пришла.
Ралинавут-волчица говорит:
— Что ж, пойдём.
Пришли к стойбищу. Обернулись людьми. Рассвело. Вошли в ярангу . Чукча-хозяин говорит:
— Ого, какая смелая старушка! Не только сама пришла, но и дочь у волков отняла!
Отдохнула Кытна на стойбище. Отдохнула и говорит:
— Пора домой.
Чукча-хозяин говорит:
— Очень далеко твоя Кичига. Давай я вас на оленях отвезу.
Кытна говорит:
— Не надо оленей. Пешком дойдём. Завтра чуть свет отправимся.
Назавтра чуть свет Кытна с дочерью ушли. Чукчи посмотрели им вслед. Прошли они сто саженей — и уже нет старухи с дочерью, а вместо них два волка бегут, быстро бегут. Чукчи говорят:
— Вот почему старуха от оленей отказалась! Волки-то скорее дойдут.
Кытна с дочерью добежали до Кичиги. Старик, муж Кытны, смотрит: два волка бегут к селению. Рядом бегут. Он думает: «Наверное, это моя старуха с дочкой”. А люди вышли и кричат:
— Волки бегут к нам, волки!
Старик им говорит:
— Это не волки. Это люди. Зачем волки среди бела дня прямо в селение побегут?
И тут волков вдруг не стало. Идут по снегу Кытна с дочерью. Домой пришли.

Рекомендуем к прочтению:  Жить или помереть?

Шаман — колдун, знахарь.
Яранга — жилище у некоторых народов Северо-Восточной Сибири.

image_pdfСохранитьimage_printПечать
Оцените статью
Сказки от народов всего мира
Добавить комментарий