Мораль сей сказки: сколько ни работай, каким добряком ни будь, а если за тобой Беда по пятам следует, будешь жить в нищете и голоде. Все против тебя будет. А вот если тебе Счастье прикатилось, то тут – лежи, не лежи, на ровном месте разбогатеешь. В общем, если подумать, никакой справедливости.
Жили в деревне два брата: Юзеф и Томаш. Юзеф был щедрый, веселый человек, а Томаш — завистливый и скупой.
Жили Юзеф и Томаш со своими семьями в одной хате. Но замечали соседи, что семья у Юзефа дружная и счастливая, а у Томаша — сварливая. Позавидовал Томаш Юзефу и стал брата из дома гнать.
Начали братья делиться. Томаш себе взял тучную, дойную корову, а брату дал тощую. Себе взял доброго коня, а брату дал клячу. Себе взял двух свиней, а брату дал черную овечку, да еще просит:
— Овечку ты мне на время оставь. Пока своих овец не разведу, буду ее стричь.
Видит Юзеф, что дележ несправедливый, да не стал спорить. Собрался и уехал в другую деревню.
Но не повезло Юзефу: кляча пала, дом сгорел. Работал Юзеф с утра до ночи, а что ни зарабатывал, все приходилось сельским богатеям нести — долги платить. А Томаш стал первым богачом в деревне.
Вот однажды жена говорит Юзефу:
— Пойди к брату, попроси его нам помочь. А не захочет — пусть отдаст нашу черную овечку. Скоро время овец стричь. Напряду я шерсти, натку сукна — всю семью одену.
Отправился Юзеф к брату. Добрался до деревни, смотрит — вместо бедной отчей хаты стоит перед ним каменный дом под красной черепицей. Ставни резные, ворота расписные. В доме гостей полным-полно.
Бедный Юзеф побоялся в лохмотьях в горницу идти, вызвал брата в сени и говорит ему:
— Богато живешь ты, брат!
Поправил Томаш пояс на бархатном жупане, надменно ответил:
— Слыхал я от людей о твоем плохом житье. Вижу, люди правду говорили.
— Так помоги мне, братец!
Томаш посмотрел на Юзефа:
— Я не для нищих богатство припасаю, а для своей семьи. Уходи подобру-поздорову.
Обидно стало Юзефу. Стал просить он, чтобы брат вернул ему черную овечку. В это время слуги вынесли блюда с объедками. Схватил Томаш кость, бросил брату:
— Твою черную овечку мы вчера зарезали, а сегодня съели — одна кость осталась.
Ничего не сказал Юзеф. До того он голоден был, что взял кость, повернулся и пошел домой.
Устал Юзеф. Сел отдохнуть у моста над быстрой речкой и горько заплакал. Вдруг слышит он тоненький, скрипучий голос:
— Накорми меня.
А не то в дому
Твой последний скарб
Я себе возьму!
Юзеф оглянулся, видит — стоит старуха. Платье на ней рваное, сама лыком подпоясана, худыми руками за баранью кость цепляется, злющими глазами так и вертит.
Удивился Юзеф и говорит:
— Не взыщи, я тебе эту кость не отдам. Сам буду глодать ее.
Старуха еще крепче ухватилась за баранью кость:
— Не отдашь мне кость — я тебя проглочу!
— Это почему же, сударыня?.. Да кто ты такая? — спросил Юзеф.
А старуха в ответ:
— Я с тобою везде,
Я с тобою всегда,
Я — могучая панна,
Я панна Беда.
Ты отдай мне кость,
Я есть хочу.
Не отдашь —
Я твоих детей проглочу!
Швырнул Юзеф панне Беде кость. Беда схватила кость и так присосалась к ней, что сама в нее вползла. Тут Юзеф взял камень, забил им отверстия в кости, размахнулся и закинул кость в реку.
Повеселел Юзеф и зашагал домой. А пока он идет, я расскажу вам, что у него дома случилось.
Ждут Юзефа жена и ребята. Вдруг дверь открылась, и в хату вкатился румяный да веселый мужичок-колобок. И сразу запел:
— Я — крестьянское Счастье,
Мужичок-колобок,
Мужичок-колобок,
Подрумяненный бок.
У кого стану жить,
Тот не будет тужить.
Весело стало всем в хате. Захотелось хозяйке угостить мужичка-колобка, а угощать-то его нечем. Подала она ему с поклоном воды в ковше и говорит:
— Прошу прощенья, а хлеба у нас нет.
Мужичок-колобок отвечает:
— Грядки-гряды под окном
Раскопай лопатой.
Не раскаешься потом.
Станешь жить богато!
— Сейчас весна ранняя, на огороде ничего не растет, не зреет, — говорит хозяйка. — Чего зря копать!
Но мужичок-колобок, румяный, веселый, по избе катается, ребят смешит, уговаривает хозяйку на огород пойти.
Взяла хозяйка лопату, пошла на огород. Только стала гряду под окном копать, как ударилась лопата обо что-то твердое.
Глядит — а перед ней сундук, полный золота. Тут и Юзеф подошел.
— Ну, ребята, кончилась наша беда! — закричал он.
— Конечно, кончилась, — отвечает хозяйка. — В нашей хате мужичок-колобок — доброе Счастье.
Хорошо стала жить семья Юзефа.
Вот как-то раз поехал Юзеф в город на базар и повстречал там своего брата. Увидел Томаш, что у Юзефа конь добрый и сам он одет чисто. Подозвал к себе, в корчму* пригласил. Стал вином угощать да выспрашивать, как это удалось Юзефу разбогатеть. Юзеф все рассказал брату.
__________________________
* Корчма — трактир.
Завидно стало Томашу. Решил он отыскать ту кость, где Беда запрятана, и выпустить ее. Пусть Беда опять брату на шею сядет.
Пошел Томаш к быстрой реке. Долго искал он баранью кость, а когда нашел, выпустил Беду на волю.
Беда вцепилась в Томаша и завизжала:
— Ой, спаситель мой,
Избавитель родной!
Я теперь целый век
Не расстанусь с тобой.
Спела Беда свою песенку и исчезла, будто в воздухе растаяла.
Вернулся Томаш в деревню. А слуги бегут к нему — докладывают, что бешеный волк все стадо искусал, град ниву побил и томашевы корабли с товарами потонули в море. Дня не прошло, стал Томаш бедняком.
И пропал бы он, но пожалел Юзеф детей Томаша. Поймал он Беду и опять в речке утопил.