Синяя Свита

image_pdfСохранитьimage_printПечать

Нет, это не про алкоголиков. Эта сказка о том, как скучающий царь жениха для дочки выбирал. Конкурс для сказочной страны банальный —  суметь спрятаться так, чтобы оппонент тебя не нашел. Правда, в отличие от типичных соискателей руки и сердца принцессы, здесь парень умел превращаться сам, и только в конце ему потребовалась помощь.  

Жил-был царь-волшебник. Стал он клич кликать, вызывать охотника, чтоб взялся спрятаться от него. А за того, кто спрячется, обещал выдать свою дочку замуж и половину царства отдать.

Нашелся такой Синяя Свита* налево сшита Соломенный колпак. Взялся он спрятаться от царя, а коли не спрячется, так его должны казнить.

___________________

*Свита — верхняя распашная одежда. Прямая по телу и расширяющаяся книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев ткани.

В этом он и расписался.

Синяя Свита налево сшита Соломенный колпак перед царем стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем. Бежал, бежал за тридевять земель в тридесятое царство. А в этом царстве есть очень большой луг. На этом лугу рассыпался он тремя цветками.

На другой день царь, вставши раненько, умывшись беленько, посмотревши в свои волшебные книги, узнал все и говорит:

— Передо мной стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем. Забежал на большой луг в тридесятом царстве и рассыпался тремя цветками разноцветными. Слуги мои верные, слуги мои добрые, идите вы в тридесятое царство. Есть там очень большой луг, а на нем три цветка разноцветных. Вы их сорвите, в платок заверните и мне принесите!

Рекомендуем к прочтению:  Пинам, Панам, Мара-Фанам и Каллиах-Аранам

Слуги и пошли. Шли они долго ли, коротко ли, только нашли те цветки, в платок завернули и к царю принесли. Тогда царь спрашивает:

— Ну что, Синяя Свита, спрятался ли ты от меня?

Стал Свита царя просить, чтобы позволил спрятаться еще раз. Царь позволил.

Синяя Свита налево сшита Соломенный колпак перед царем стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем. Бежал, бежал за тридевять земель в тридесятое царство. В этом царстве есть такой мох, что сверху болота, а поднизом бездонная вода. Зашел он в мох, обернулся рыбой-окунем, забрался на самое дно и сидит там.

Наутро царь, вставши раненько, умывшись беленько, посмотревши в волшебные книги, говорит:

— Передо мной стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем. Забежал за тридевять земель, в тридесятое царство и спрятался в болоте, обернувшись рыбой-окунем!

Велел царь своим слугам идти в тридесятое царство, вычистить болото и выловить окуня. Слуги так и сделали: вычистили то болото так, что только одни подонки* остались сверху; закинули они сети, поймали окуня, завернули в платок и к царю принесли.

__________________

*Подонки — остатки жижи на дне чего-то. В данном случае, болота. Таким же словом назывался и осадок на дне стакана или бутылки. Обычно те, кто потерял остатки человеческого достоинства из-за алкоголизма, ходили по трактирам и допивали такие подонки от алкогольных напитков со столов. Поэтому вскоре так их и стали называть. А так как подобные люди ассоциировались и с другими отрицательные моральными качествами, то вскоре изначальное значение слова было утрачено и стало обозначать плохого человека. Но здесь подонки в своем старом смысле — всякая грязь и муть со дна.

— Ну что, Синяя Свита, спрятался ли ты от меня? — спрашивает царь.

Рекомендуем к прочтению:  Глупый Волк (Кабардинская сказка)

Синяя Свита налево сшита Соломенный колпак опять стал просить царя, чтобы дозволил еще спрятаться. Царь и еще позволил.

Синяя Свита перед царем стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем. Бежал, бежал за тридевять земель в тридесятое царство, где есть такой дуб, что корни в земле, а макушка в небе. Влез он на дуб, обернулся иголочкой — да под кору, и сидит. Прилетела на дуб птица Нагай, узнала, что тут есть человек, и спрашивает:

— Кто тут есть?

—  Я, — говорит Свита.

— А зачем ты забрался сюда?

— Да вот, взялся спрятаться от царя-волшебника, да никак не спрячусь.

— А хочешь, я тебя спрячу? — говорит птица.

Свита стал ее просить. Нагай-птица обернула его перышком, взяла к себе под крыло, снесла и положила сонному царю за пазуху.

Утречком царь встал, умылся, посмотрел по волшебным книгам и говорит:

— Передо мной стоял добрым молодцем, по двору бежал черным соболем, под ворота лез белым горностаем, по полю бежал серым зайцем, забежал в тридесятое царство. Есть там дуб, что корни в земле, а макушка в небе. Забрался он под его кору и сидит, обернувшись иголочкой.

Приказал царь слугам, чтобы они спалили дуб, покололи его на дрова и сожгли. Слуги так и сделали, но Синей Свиты не нашли, о чем царю и доложили.

Вот царь вышел на крыльцо и зовет:

— Синяя Свита налево сшита Соломенный колпак, покажися!

— Нет, — говорит Свита, — собери прежде вельмож и королей, тогда покажуся.

Царь думал, что он здесь где-либо, около него: кружился, кружился вокруг себя, а Свита сидит себе у него за пазухой. Вот царь собрал вельмож и генералов, вышел на крыльцо и опять зовет:

Рекомендуем к прочтению:  Кулацу и Наужыдза

— Синяя Свита налево сшита Соломенный колпак, покажися!

— Нет, боюсь, обманешь! Снаряжай-ка дочку под венец, тогда и я буду.

Царь велел заложить в карету шестерку лошадей, посадил в нее царевну и вышел на крыльцо. Вдруг упало перышко и стало добрым молодцем. Сел он к царевне в карету, и поехали под венец. Повенчались и сыграли свадьбу. Царь отписал ему половину царства, а после смерти и все.

image_pdfСохранитьimage_printПечать
Оцените статью
Сказки от народов всего мира
Добавить комментарий